И не списывать, Гермес вам не поможет, а вот Фемида вполне может заинтересоваться
Кабинет мифологии
Сообщений 1 страница 9 из 9
Поделиться12009-07-10 00:44:15
Поделиться22009-07-10 00:47:33
План занятий.
1) Мифы Древнего Египта.
1. Краткий обзор и главные боги.
2. Представления о посмертии.
3. Изменения с течением времени.
4. Информация для особо любознательных, литература.
2) Мифы Междуречья, Мессопотамии, шумеров.
1. Краткий обзор.
2. Миф о потопе - параллели с Ветхим Заветом.
3) Мифы Древней Греции.
1. Краткий обзор, боги-олимпийцы.
2. Другие боги, а также младшие божества.
3. Несколько отдельных мифов. Мифы о созвездиях.
4. Представления о посмертии. Царство Аида.
4) Мифология славян.
1. Краткий обзор: боги, представления об окружающей природе.
2. Представления о посмертии.
5) Мифы Скандинавии.
1. Боги и божественные существа.
2. Представления об устройстве мира.
4. Руны.
Поделиться52009-07-10 15:40:51
Будем считать, что Зои мы дождались) Итак, начнем.
Введение.
Древнеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода. Религия древних египтян зародилась в первобытно-родовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития: от фетишизма и тотемизма до политеизма и монотеистического мышления.
В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточённость на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств), и посему египетская религия рассматривается как политеистическая. Существовали также просуществовавшие недолго маленькие культы, такие как атенизм, которые можно рассматривать как монотеистические. В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.
Формирование классической древнеегипетской мифологии.
Египетская цивилизация началась с переселения племен пересыхающих североафриканских пустынь в более плодородные земли и перехода от охотничьей и собирательской к земледельческой культуре. Их тотемические верования столкнулись с религией местных крестьян и слились с ней.
Как и во многих древних культурах, в додинастическом Египте практически в каждой деревне существовал свой пантеон богов. С образованием небольших государств эти верования сливались в одно, из которого со временем развилась классическая египетская мифология с присущим ей разнообразием богов. В значительной степени на нее, как и на всю жизнь египтян, влиял Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву. Разлив также позволял достаточно точно предсказывать положение небесных созвездий; благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что оказало влияние на египетскую религию.
Таковы общие черты древнеегипетской мифологии. Теперь, имея о ней некоторое представление, перейдем к ее непосредственному содержанию.
Миф о сотворении мира.
В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.
Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Атума и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.
Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.
Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.
Пантеон богов.
Древнеегипетская религия, как уже говорилось выше, являлась политеистической, т.е. египтяне поклонялись множеству богов. Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях. Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.
В египетском пантеоне можно выделить несколько категорий богов:
Главное божество. Несмотря на разнообразие богов Египта, существовали особенно могущественные и прославленные боги, которым подчинялись остальные. Главным среди них становился бог-покровитель города, из которого происходила правящая династия. В Древнем царстве таковым был Ра, начиная со Среднего царства — Амон (при фараоне Эхнатоне временно был введен культ бога Атона).
Местные боги. Боги, почитавшиеся лишь в определенных городах или областях и считавшиеся их покровителями, как, например, Упуаут в Ассиуте.
Эннеада Гелиополиса. Появилась в раннем периоде истории Египта и к Древнему Царству была уже полностью оформлена. Боги эннеады оформлены в структуру наподобие семейной; на вершине стоит бог-творец Атум, далее — его дети Шу и Тефнут, внуки Геб и Нут, правнуки Осирис, Сет, Исида и Нефтида.
Огдоада Гермополиса. Зародилась также в архаичном периоде, но наиболее известна по греко-римскому периоду. Разделена на четыре пары: Нун и Наунет, Ху и Хаухет, Кук и Каукет; относительно четвертой пары источники расходятся: к ней причисляются Амон и Амаунет, Ниау и Ниаут, иногда — Герех и Герхет.
Триады. Локальные «семьи», обычно состоящие из матери, отца и ребенка. Наиболее известна триада Осириса, Исиды и Гора. Также почитались мемфисская триада (Птах, Сохмет и Нефертум), карнакская триада (Амон, Мут и Хонсу). Существовали и другие триады, менявшие со временем свой состав. Эти «семьи» богов призваны не отображать реальные семейные отношения, а связывать вместе богов какого-либо места.
Боги смерти. Богов смерти возглавлял Ра, повелитель загробного царства; начиная со Среднего царства, это положение занимает Осирис. Далее следует Анубис, следящий за судом над мертвыми, Тот, оглашающий приговор суда, Маат, чье перо как эталон истины определяет решение суда. Пожирательница душ уничтожает тех, кто не пройдет это испытание. Богами смерти можно считать сыновей Гора (Амсета, Хапи, Дуамутефа и Кебексенуфа), охраняющих внутренности умершего — а также несущих стражу богинь Нейт, Нефтиду, Селкет и Исиду. Исида и Нефтида находятся в этом ряду, потому что они нашли и восстановили мертвое тело Осириса, были плакальщицами на его могиле и сопровождали его в мир мертвых — как и любого умершего.
Боги солнца. Главным богом солнечного культа был Ра; остальные боги представляли его аспекты: Атон — восходящее солнце, Атум — заходящее, Шу — солнечный свет, а также Бехдети, крылатое солнце, и Харахти, солнечный сокол. Кроме того, к солнечным богам причислялся Хепри, жук-скарабей, создающий себя сам. Другие боги связывались в продолжение египетской истории с Ра, как Амон-Ра, Себек-Ра и Хонсу-Ра.
На этом сегодняшняя лекция закончена. Да, она вышла обширной, но что поделаешь, египтяне обладали поистине безграничной фантазией. Теперь вопросы присутствующим:
1) Бобби Дрейк.
Расскажи мне о «генеалогии» Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды по гелиопольской легенде. Родители, бабушки-дедушки)
2) Роуг.
Опираясь на текст лекции, расскажи о культе бога Атона. Кем был введен, из-за чего недолго просуществовал и так далее.
3) Зои Холт.
Расскажи о богах загробного мира, опираясь на текст лекции.
Внимание: полное копирование текста или чрезмерно цитирование оценивается нулем баллов!
Поделиться62009-07-10 15:59:12
Атон, в египетской мифологии бог - олицетворение солнечного диска, или, как выше было сказано, восходящее солнце. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону"). Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.
Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества. Фараон закрыл храмы других богов, вместо культов которых было установлено государственное почитание бога Атона. Новой стала и идеология царской власти: царь и царица, издревле почитавшиеся как земные воплощения Хора и Хатхор, отныне именовали себя божествами Шу и Тефнут — непосредственными детьми солнечного бога.
Многие древние храмы находились в запустении, жречество Амона преследовалось царем «творящим силу против не знающего учения его», «обрекающим мраку» своих противников; на храмовых рельефах уничтожались изображения и имена ненавистного царю-еретику бога Амона — Эхнатон не щадил даже имени своего отца Аменхотепа III, включающего имя ненавистного верховного бога Фив. В конце своего царствования Эхнатон, «Солнце — владыка Маат», подвергал преследованию даже сам нечер — традиционный принцип божественности, признавая только «отца своего Атона». Эхнатон довел до крайности культ своих собственных статуй, которые считались проявлениями его божественной сущности.
Вот вроде и все, что знала - рассказала.
Поделиться72009-07-10 16:25:42
Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду.
1) Осирис Он был братом Исуды,Сета и Нефтиды.
Правнуком Атума
Мужем Исиды
Отцом Гора
Его прадедом был Ра-Атума.
Дедом бог Шу
Его отец бог земли Геб.
2) Сет
Сет тоже сын Геба и Нут.
Муж Нефтиды
Бог Хор является его племянником
брат Осириса.Исиды и Нефтиды
3) Нефтида
дочь тех же самых Геба И Нуты
сестра Осириса.Исиды и Сета
считается что она была женой Сета
4)Исида
жена Осириса
мать Хора
ну все мозг закончился.
Поделиться82009-07-10 16:27:46
До времен Средневекового царства, а точнее в Древнем царстве повелителем загробного мира являлся бог Ра. (египтяне считали, что именно он в колыбели-корабле отправлялся каждую ночь в загробный мир, через реку, соединяющую два мира (мир живых и мертвых).
Но после в Средневековом царстве его место занимает бог Осирис - один из самых почитаемых богов в Египте (был известен тем, что смог воскреснуть в потустороннем мире и стать богом царства мертвых).
Бог Анубис представлял умершего богу Осирису. Затем следовал бог Тот (Птах), который взвешивал все достоинства покойного и оглашал приговор, который определяла богиня Маат.
Тому, кому не почастливилось и не удалось пройти испытание (грешникам) и попасть в мир мертвых, уничтожала Пожирательница душ.
Так же покровителями умершего, которые охраняли его внутренности можно считать: Амсета, Хапи, Дуамутефа и Кебексенуфа (сыновья бога Гора).
И богинь Нейт, Нефтиду, Селкет и Исиду - они сопровождали умерших в загробный мир.
Отредактировано Awe (2009-07-10 16:40:18)
Поделиться92009-07-10 17:01:11
Роуг - 15 бонусов (да, оценки проставляются в них). Полно и емко)
Бобби - 13 бонусов.
4)Исида
жена Осириса
мать Хора
То, что она также сестра, дочь,внучка и т.д., по-видимому, подразумевается)) В принципе, все верно, только вразброс
Зои - 14 баллов (а имя Пожирательницы и что она из себя представляет мы не знаем, хе-хе)) Ничего, пройдете в следующей лекции.